Antigona (antigona88) wrote,
Antigona
antigona88

Categories:

Галерея эксперта

А не опубликовать ли мне оставшиеся тексты "Галереи эксперта"? С ними получилось странно. До конца 2020 года их ставили в график, и я их писала. Будет ли она выходить дальше, что там решили, я не знала. В январе 2021 года SMM-менеджер почему-то спросила меня, будет ли продолжаться эта рубрика, хотя график составляет она и решать ей. Я ответила, что сама хотела бы знать, мне-то нравится вести эту рубрику. Тогда она сказала, что хочет оставить рубрику. Я написала один текст, потом второй, третий. Все вовремя передала на дизайн, дизайн был готов, но тексты почему-то не публиковали. В то же время и меня не останавливали. Четвёртый я уже не писала: решила подождать, пока хоть первый выйдет. Так и не дождалась. Пусть будут здесь.

Теодор Северин Киттельсен, «Мама, к нам идет старуха»


Теодор Киттельсен с детства был очарован мифами, сказками и легендами. Он родился в норвежском городке Крагерё, изобразительному искусству обучался в Кристиании (ныне Осло), затем в Мюнхене и Париже. В 1883 году совместно с двумя коллегами иллюстрировал трехтомный сборник народных сказок Норвегии. В 1887 году художник вернулся в Норвегию и устроился смотрителем маяка на Лофотенских островах. Природа, история и мифология страны были главными источниками его вдохновения. Пандемия чумы, затронувшая Норвегию в XIV веке, нашла отражение в самой знаменитой книге Киттельсена. Книга «Черная смерть» создавалась с 1894 по 1896 год и была опубликована в 1900 году, в нее входит 45 картин, выполненных в разной технике, и несколько стихотворений.

Чума на картинах Киттельсена предстает в образе старухи с веником и граблями. Согласно поверью, распространенному в Норвегии и Дании, если чума орудует веником, от болезни погибнет все селение, а если граблями, некоторым удастся проскочить между страшных зубьев.

На первых рисунках Черная смерть идет по равнине, на последнем («Чума на лестнице») уже вошла в дом. Картина «Мама, к нам идет старуха» отражает переломный момент: чума входит в селение.

Черная смерть – вторая чумная пандемия. Ее пик пришелся на 1346 – 1353 гг. Болезнь пришла в Европу из Средней Азии. В 1346 году первые случаи были зафиксированы в Крыму, оттуда генуэзские корабли завезли инфекцию в Западную Европу.

Быстрому распространению способствовали разные факторы. Так, в XIV веке произошло глобальное похолодание. Перемена климата привела к тому, что мелкие грызуны стали мигрировать ближе к городам. На этот период пришлось много социальных потрясений: Столетняя война между Англией и Францией, гражданские конфликты в Испании и Италии. Экономическое благосостояние падало, семьи часто ютились в одной комнате. Скученность и антисанитария помогали бактериям распространяться, а холод и недоедание делали людей восприимчивыми к инфекции.

Противодействовать чуме пытались административными мерами. Именно в XIV веке начали вводить сорокадневные карантины в очагах инфекции. Санитарные комиссии закрывали таверны, трактиры и игорные заведения. Тогда же появился знаменитый образ чумного доктора.

TvBoy, «Три вакцины»


Барселона – один из самых известных городов Испании. Это крупный культурный центр, привлекающий туристов всего мира. В Готическом квартале сохранилась застройка XIV-XV веков, а на рубеже XIX-XX вв. город преобразился стараниями Антонио Гауди. Классическое и современное искусство в Барселоне не конфликтуют, а дополняют друг друга. Внимания заслуживают и муралы – городская настенная живопись.

Один из современных уличных художников – TvBoy. Такой псевдоним взял себе Сальваторе Бенинтенде – выпускник Миланского политехнического университета (факультет промышленного дизайна). В его работах классические сюжеты приобретают современное звучание.

Пандемия COVID-19 нашла отражение в творчестве TvBoy. Так в Барселоне появилось граффити «Три вакцины». Очевидна аллюзия на «Три грации» Рафаэля. Но героини нового дня одеты в защитные костюмы с логотипами фармацевтических компаний. Грации Рафаэля держат в руках по золотому шару – символу совершенства. TvBoy изобразил шприцы с вакциной. Внимание всего мира было приковано к работе ученых, ведь только вакцинация дает надежду на скорое возвращение к нормальной жизни. Человечество неоднократно сталкивалось с эпидемиями: они вспыхивали и затухали, унеся множество жертв, затем возвращались вновь. Люди мало что могли сделать в этой борьбе: лечили заболевших, вводили карантины, ждали, когда заболеваемость снизится. Появление вакцин позволило самостоятельно приближать эпидемию к финалу, не дожидаясь большого количества переболевших и умерших.

На костюмах написано: Moderna, Pfizer, AstraZeneca. Художник выбрал компании, работы которых были наиболее известны. Там действительно смогли создать надежные вакцины, разрешенные к применению. Но разнообразие препаратов этим не исчерпывается. Недавно научный журнал Lancet подтвердил эффективность вакцины «Спутник V», разработанной в НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи. Пока что в мире разрешили к применению 9 вакцин от новой коронавирусной инфекции. Ученые продолжают работать.

Мария Бланшар, «Выздоровление»


Мария Бланшар – одна из ярчайших звезд кубистского авангарда. Художница прожила всего 51 год, болезни преследовали ее с рождения. Живопись стала для нее способом осмыслить происходящее и выдержать боль.

Мария родилась в Испании 6 марта 1881 года. У нее были врожденный вывих бедра и кифосколиоз. Одноклассники дразнили девочку. Из-за хромоты, маленького роста и нарушенной осанки она казалась удобной мишенью для насмешек. Родители старались поддерживать Марию. Они заметили, что изобразительное искусство помогает ей обрести уверенность, и поощряли это увлечение.

В 1903 году Бланшар начала учиться в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо. Через пять лет художница приняла участие в Национальной выставке изящных искусств и удостоилась стипендии на учебу во Франции. В парижской Академии Витти Мария Бланшар открыла для себя авангардную живопись и вскоре вошла в круг художников-кубистов. Ее картины отличаются эмоциональной выразительностью, резким контрастированием оттенков.

Мария Бланшар активно работала, участвовала в выставках, давала частные уроки. К сожалению, ее здоровье ухудшалось. После смерти друга – испанского художника Хуана Гриса – Бланшар начала страдать депрессией. Вскоре у нее обнаружили туберкулез. Работать становилось все сложнее. 5 апреля 1932 года художница умерла от туберкулеза. Картина «Выздоровление» (известна также как «Выздоравливающая», «The Convalescent») написана в 1930 году. Это одна из поздних работ, выполненная пастелью.

Зритель видит женщину, задремавшую в кресле. Она спокойна и безмятежна, однако темные тона пледа и стен внушают тревогу. На этом фоне бледность женщины особенно заметна. Такой же белизной отличается окно на темной стене – символ перехода, границы между мирами. Выздоровление кажется переходным моментом, возвращением в мир из небытия. Вероятно, Мария Бланшар по своему опыту знала, насколько тяжелым бывает такой переход.
Tags: фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments