Antigona (antigona88) wrote,
Antigona
antigona88

Categories:

Просто покопаться в себе

Есть одна позиция, которая меня очень злит даже в тех случаях, когда человек применяет её к себе (хотя, безусловно, имеет право). Когда её применяют к другим, это меня злит в сотни раз сильнее, но тут понятно, почему. А вот к себе... Мне-то что!
Чаще всего я сталкиваюсь с этим, когда разговариваю со своей бабушкой. Вероятно, не из-за того, что у бабушки это настолько выражено. Просто с бабушкой я общаюсь чаще, чем с другими адептами той же философии. В целом явление, по-моему, распространённое. А сейчас прочитала совсем о другом (чужую историю пересказывать не буду, не столь важно), но показалось, что все сложности умножаются на ту же позицию. Возможно, ошибаюсь. Но как только подумала, что действия могут быть продиктованы этим, испытала злость. Так что попробую разложить по полочкам свои чувства. Буду писать о явлении вообще (потому что меня интересует именно моё отношение к явлению, а не к конкретному человеку), и о бабушке (потому что чаще всего сталкивалась при общении с бабушкой, но не только).

Явление это - "мне уже не надо" из-за возраста. Это "уже не надо" простирается на все сферы жизни. Научиться чему-то? "Мне уже не надо, куда в моём возрасте". Я понимаю, как что-то может не нравиться в принципе, не быть интересным. И если с этим не хочется иметь дело, можно избегать. Но почему это должно определяться чем-то механическим?
Исполнить давнюю мечту? "Уже не надо". Ладно, можно допустить, что уже и мечта уже не кажется столь привлекательной или жалко рушить образ. Но такое бывает в любом возрасте.
Разговаривали вчера по телефону, бабушка не слышит. Я напоминаю ей надеть слуховой аппарат. Слуховой аппарат есть, но бабушка надевает его только при разговоре с кем-то (поэтому дозвониться ей на телефон или попасть в квартиру нереально; я и свой телефон 31 декабря несла с собой, потому что предполагала, что может позвонить бабушка, а раньше позвонить ей, как позвонила тёте и папе, не получится). Причём обычно после напоминания. Иногда говорит, что никакого толку от него всё равно нет, но когда надевает, беседа уже идёт по-другому, гораздо легче. Возможно, этот неудобный, надо купить другой, тётя предлагала, я предлагала скинуться с тётей (одна я хороший слуховой аппарат не потяну), но бабушка отказывается. В общем, напоминаю. Бабушка отвечает: "Да с ним ещё хуже". Но раз хуже, он неисправен? Надо точно покупать другой. Говорю об этом, в ответ: "Ну на мой век хватит". Так если с ним хуже, уже не хватило! Нет, настаивает "на мой век хватит".
Мне тоже хочется, чтобы имеющегося у меня хватило на мой век. И меня угнетает, что всё это резко посыпалось, что приходится вновь и вновь предпринимать какие-то усилия, когда нужной жизни всё равно не будет. Когда мне нужно просто умереть, а не решать всё это вновь и вновь, не латать то одну, то другую дыру. Когда хочется спокойно дотерпеть то, что осталось, не отвлекаясь на ненужную действительность, а всё рушится, и даже для того, чтобы удержать сохранившее следы нужной жизни, надо предпринимать невероятные усилия.
В общем, мне это понятно. Вот только бабушка связывает это "хватит на мой век" не с конкретным желанием не жить: напротив, она даже упоминала, что сколько ни живи, а всё хочется ещё. Я понимаю позицию: "Счастливая жизнь - вот такая; несчастливая, ненужная - вот такая; в жизни должно быть то, не должно быть этого". Естественно, она нужна не любая. Естественно, живому человеку свойственно испытывать чувства, реагировать на действительность, определять, какая жизнь для него желанна, а не "что воля, что неволя - всё равно". И я не могу понять, как это может быть связано не с обстоятельствами жизни, не с утратой, не с невозможностью заниматься делом жизни, а с чем-то механическим. Утрат-то было множество, но упоминаются не они, а "мне уже". И это что-то жуткое.

"Мне уже не надо" - вовсе не скромность. В нужные моменты это вполне сочетается с "Да мне осталось два понедельника, потом делайте, как хотите, а сейчас так". Более того, "мне уже не надо" не исключает "а вам надо именно так", не исключает давления на других, так что на скромность это совсем не тянет. Гораздо больше это похоже на какую-то этикетную норму, на представления о приличиях. "В таком-то возрасте пора рожать, стыдно быть без детей. Всем надо"; "В таком-то возрасте рожать уже поздно, даже если можешь и хочешь - не положено"; "В таком-то возрасте стыдно учиться новому, серьёзные люди этим не занимаются"; "В таком-то возрасте стыдно заботиться об улучшении своего здоровья".

И у меня это вызывает ярость до желания молотить кулаками по столу и орать без слов, выть. Причём не от желания помочь конкретному человеку, вовсе нет. И не от моего отношения к данному человеку (было давно, когда я относилась к бабушке совсем иначе (тогда сдерживаться было труднее, потому что и желание помочь было сильным), причём проявляется не только в отношении к бабушке). Я сдерживаюсь: к своей жизни человек может относиться как угодно, не моё дело. Но меня невероятно злит это явление, отношение в целом!

Меня приводит в бешенство мертвенность, механистичность, деления на пути рычажка. "Двадцатилетним надо, а в восемьдесят уже не надо, я же не вечная". А кто гарантирует, что двадцатилетний через полгода не будет насмерть сбит машиной, не подвернётся под руку агрессивному пьяному, не заразится бешенством? Статистика статистикой, а индивидуальные варианты весьма разнообразны. С точки зрения истории любая жизнь - всего ничего, так что, если развить эту философию, с рождения уже ничего не надо. Всё равно умирать. Но и до смерти, в пределах жизни всё живое и индивидуальное подчинено этой отвратительной механистичности. Мёртвый механизм в такой философии полностью берёт власть над живым, не имеющим на самом деле никакой привязки к возрасту или чему-то ещё - личными чувствами, интересами, счастьем или несчастьем от такой жизни, желательностью или нежелательностью её продолжения. Живое насильно подчиняют механизму. Общественным мнением ("ты что, ещё не нашла мальчика?"). Шансами на выживание (или при безусловном летальном исходе без каких-либо действий и слабом шансе на выживание при определённых усилиях эти усилия в равной мере приложат, будь человеку девять или девяносто девять? Хочется надеяться, что да). Ещё тысячей мелочей. И сталкиваться с таким мне обычно противно. Как и с подчинением другим механизмам: "все женщины хотят", "люди такой национальности таковы" и так далее. От этого любая жизнь мертвеет независимо от того, что в ней происходит, что испытывает сам человек, каков человек. Человек в этой парадигме мёртв уже от рождения, потому что ценность жизни допускается "от сих до сих", а шаг вправо, шаг влево...

Всё, как смогла, сформулировала. Надеюсь, это поможет мне и далее держаться невозмутимо, сталкиваясь с "а зачем мне". Потому что каждый имеет право на любое отношение к собственной жизни. И лучше вооружаться, бросаясь в атаку на любое "а зачем ему/ей/им". Потому что это действительно чудовищно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments