?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мир Антигоны... Previous Previous Next Next
"Что воля, что неволя - всё равно" - Моя нелепая жизнь... — LiveJournal
Cogito, ergo sum
antigona88
antigona88
"Что воля, что неволя - всё равно"
Долго собиралась написать и откладывала, сомневалась. Зачем мне писать о стихотворении, которое я и стихотворением-то не считаю? Я не считаю Андрея Дементьева талантливым поэтом. Да и вообще поэтом. На вопрос, что такое талант, точного ответа нет и не может быть, поэтому пишу лишь о своих ощущениях. Не для обсуждения. Просто я в Дементьеве поэта не вижу, вот и нет смысла рассуждать про написанное им.

Но его "Ни о чём не жалейте" попадается всюду. Почему-то именно оно стало так популярно. Даже во френдленте встречаю перепосты. Вот и решилась написать, что я думаю. Не о поэтическом (тут рассуждать нечего), а о человеческом.
Мне кажется совершенно нелепым этот призыв. Ни о чём не жалеть - просто умереть до физической смерти.
Человек может любить кого-то, может ценить в жизни что-то (дело, свой талант и т.д.). В жизни бывает счастье. Счастье опасно, потому что и тех, кого любим, и то, что ценим, мы можем потерять в любой момент. Чем сильнее мы счастливы, чем сильнее любим и ценим, тем большим горем станет потеря. Любящий всегда уязвим. Но нужно ли из-за возможной потери отказываться от счастья, принимая всё ровно: "и так хорошо, и так годится"?
Если ничего не ценить слишком сильно, никого не любить, жалеть не придётся. Если у меня есть свои желания и стремления, если я вижу в жизни то, что делает меня счастливой, то из-за противоположного буду жалеть, переживать, мучиться. "Никогда ни о чём не жалейте" - иными словами сказанное "никогда ничего не желайте" и "никогда никого не любите". Об этом Дементьев не пишет. Но другого оборота у этого призыва быть не может.

Жизнь - это не просто физическое существование, функционирование тела. Жизнь - то, что и кого мы в ней ценим. Мы можем быть более счастливы, менее счастливы, а после иных потерь жизнь и вовсе может стать не нужна. Но нужно ли до несчастий становиться благостным трупом, которому что воля, что неволя, который ни о чём не жалеет, потому что ничего ему особо не дорого?
Я ещё понимаю философию, в которой бытие само по себе зло, а что-то ценить в нём - умножать муку. Здесь хоть логика есть. А когда "жизнь - хорошо, но ценить в ней ничего не надо, выдержать можно всё, ни о чём не жалейте" - нет уж, увольте.

Словно противовес вопрос Окуджавы: "Не сладко ль я живу, тобой лишь дорожа?" Сладко. Сладко, опасно, уязвимо. На то и жизнь.

Current Location: Елец

25 comments or Leave a comment
Comments
old_greeb From: old_greeb Date: March 20th, 2018 10:43 pm (UTC) (Link)
Неплохой был редактор журнала "Юность" (хотя и не то, что ее основатель). Поэт, конечно, никакой - обсуждать нечего.
Но имхо в этот стихотворений вложен иной, как теперь говорят, мессидж. Прямо из Жуковского: "но с благодарностию - были". Не бередить рану, помнить не потерю, а именно минуты (или иные временные интервалы) счастья. Просто Жуковский сказал куда как лучше и короче.
"Я так думаю".
antigona88 From: antigona88 Date: March 20th, 2018 10:50 pm (UTC) (Link)
Вот не знаю. Даже если с благодарностию - были, а не с тоской - их нет, это всё же не равносильно "не жалеть совсем". Совсем иное. Тем более если не жалеть "никогда, ни о чём". Хотя и без тоски тут, по-моему, не получится.
old_greeb From: old_greeb Date: March 20th, 2018 10:51 pm (UTC) (Link)
Да нет, просто он ни разу не Жуковский, потому и выразился так. Но к безразличию, к черствости совпоэт призывать не стал бы ни за что. Воспитание не то.
antigona88 From: antigona88 Date: March 20th, 2018 10:55 pm (UTC) (Link)
Не к чёрствости, так к поверхностности: "и это хорошо, и так неплохо, и то примем, и другому не противимся". К поверхностности можно. И советскому можно (как же иначе рушить всё до основанья?), и российскому. Это уже основа всех развитых и просветлённых: "не привязываться к состояниям".
Это я ботфорт на палубе ракетоносца, раз считаю, что поверхностность хуже чёрствости.
antigona88 From: antigona88 Date: March 20th, 2018 11:10 pm (UTC) (Link)
"Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, / С этим прошлым порвите непрочную нить" - получается, даже "с благодарностию: были" нельзя, только рвать нить.
0_olivia From: 0_olivia Date: March 21st, 2018 12:56 am (UTC) (Link)
Мне кажется, это о другом стих. Про то, что завидовать не надо. И о принятии своей судьбы.
antigona88 From: antigona88 Date: March 21st, 2018 12:58 am (UTC) (Link)
Принимать в этой судьбе что угодно? Так я и пишу, как отношусь к подходу "что воля, что неволя - всё равно".
А зависть и сожаление - разные чувства.
From: no_xit Date: March 21st, 2018 04:50 am (UTC) (Link)

Ответ на такие вопросы зависит от ответа на главный вопрос - о посмертном существовании. Если "жизнь одна", то я согласен, что надо ее использовать на полную катушку и расхлебывать за это что придется. А если "дальше что-то будет", то...

antigona88 From: antigona88 Date: March 21st, 2018 05:02 am (UTC) (Link)
Это очень важный вопрос. Самый важный. В какой-то момент от него зависит уже и смысл продолжения.

Но, пожалуй, одного он не меняет: взаимосвязи "ценить - жалеть о", "счастье - беда". Может поменяться то, что ценят, само представление о счастье. Взаимосвязь остаётся.

Как я уже написала, мне понятен призыв не привязываться, никем и ничем не дорожить, не жалеть, если бытие само по себе зло. Если жизнь всё же зачем-то нужна (что бы человек ни подразумевал под этим "нужна"), не понимаю и не принимаю, с этой позицией "ни о чём не жалейте" никак не согласуется.
From: no_xit Date: March 21st, 2018 12:16 pm (UTC) (Link)

В таких философиях "не жалеть и не привязываться" не работает просто так - решил не жалеть и не жалею. Эта непривязанность вытекает из понимания, что ничего, в строгом смысле, не существует как вещь в себе. И привязаться не к чему просто. К тому же весь этот болезненный процесс цели не имеет.


Щас вот прочитал статью в википедии про оленей. Как всегда пришел к выводу, что лучше бедным оленям не рождаться вовсе.


Это был поток сознания, отвечать не обязатобязательно :)

From: (Anonymous) Date: March 21st, 2018 05:07 am (UTC) (Link)
Вы счастливый человек, если не знаете причину популярности этого стихотворения. На «Радио России» есть еженедельная авторская программа Дементьева (естественно, реакционнейшая по своему духу), и это стихотворение звучит в конце каждого выпуска.
antigona88 From: antigona88 Date: March 21st, 2018 05:10 am (UTC) (Link)
Да, не знала.
Но мне кажется, просто твердить что-то каждую неделю - недостаточно для такой популярности.
From: (Anonymous) Date: March 21st, 2018 06:13 am (UTC) (Link)
Вы недооцениваете воздействие «первой кнопки» проводного вещания (а это, напомню, та же самая ВГТРК, на которой Киселёв, Соловьёв, Попов со Скабеевой и прочие штрайхеры). Даже у меня, слушавшего это радио в сотую долю уха, но всё-таки вынужденного это делать, за годы существования передачи стихотворение Дементьева в памяти отложилось.
antigona88 From: antigona88 Date: March 21st, 2018 06:20 am (UTC) (Link)
В памяти многое откладывается. Но почему из отложившегося в памяти это цитируют, публикуют в соцсетях? Про зелёный дуб у Лукоморья тоже все помнят, но так энергично не постят.
moscow_i_ya From: moscow_i_ya Date: March 21st, 2018 07:46 am (UTC) (Link)
А еще есть Клячкин: Ни о чем не жалеть - это сверх человеческих сил
antigona88 From: antigona88 Date: March 21st, 2018 07:48 am (UTC) (Link)
Да, именно. "И убить свою жизнь за годами года".
Почему-то это не так известно. Странно.

Я и сама до вашего комментария не вспомнила. А ведь, казалось бы,лучше всего подходит.
А Дементьев повсюду. :-(

Edited at 2018-03-21 07:50 am (UTC)
moscow_i_ya From: moscow_i_ya Date: March 21st, 2018 07:59 am (UTC) (Link)
Странно, я строчки "убить свою жизнь за годами года" читаю по-другому: ни о чем не жалеть - это убить свое прошлое, свою прошлую жизнь.
И еще странно. Я люблю это стихотворение, помню его со студенческого возраста. Но сейчас мне кажется, что все-таки этот посыл "ни о чем не жалеть" имеет право на существование.
Хотя стихи Дементьева, по-моему, просто плохие. И вот это "С этим прошлым порвите непрочную нить" - просто аморально
antigona88 From: antigona88 Date: March 21st, 2018 08:04 am (UTC) (Link)
Стихи Дементьева просто плохие, поэтому я долго не решалась писать: и высказаться хочется, и в то же время нет смысла говорить о плохих стихах. В конце концов не выдержала.

>> Странно, я строчки "убить свою жизнь за годами года" читаю по-другому: ни о чем не жалеть - это убить свое прошлое, свою прошлую жизнь.
И я, по-моему, так же: убить своё прошлое, свою жизнь. Разве в моём комментарии о чём-то другом?
moscow_i_ya From: moscow_i_ya Date: March 21st, 2018 08:06 am (UTC) (Link)
Значит я неверно поняла комментарий, я его почему-то к будущему отнесла
luna2016 From: luna2016 Date: March 21st, 2018 12:11 pm (UTC) (Link)
Вот я тоже думаю, что это стихотворение про зависть и обиду. Следует читать "не сожалейте о прошлом" как "не копите обиды" Любовь в прошлом была неудачная, судя по тексту, поэтому, в общем-то, и не настоящая. О ненастоящем не стоит жалеть. Тут скорее призыв забыть весь негатив, подаренный прошлым. Автор не думает о том, что в прошлом есть что-то хорошее, поддерживающее человека, и об этом не пишет. В данном конкретном случае автор пишет о неудачном прошлом, где были только иллюзии, том прошлом, которое жило надеждой на скорое счастье в будущем. Зато он (автор) прекрасно понимает, что там корни нынешних проблем, от которых никуда не деться. И человек думает : "вот если бы тогда я поступил иначе, если бы только не сделал этого, тогда бы сейчас я был свободен, мог быть счастлив" Но от прошлого иногда не отделаться, даже если очень хочется, ошибки прошлого влияют на всю жизнь. Поэтому стихотворение в общем-то о том, что толку нет сожалеть о неудачном выборе, придется выбирать дальше...жить с тем, что есть. Это стихотворение не о потерях, скорее, о неудачных приобретениях и о осознании, что не всего можно добиться в жизни.

Вы представляете адресата этого стихотворения как человека, который пережил потерю близких, дорогих людей, их смерть. Мне видится адресатом скорее мать-одиночка с тремя детьми, которая работает на двух нелюбимых работах, чтобы прокормить семью...

Edited at 2018-03-21 12:22 pm (UTC)
antigona88 From: antigona88 Date: March 22nd, 2018 02:25 pm (UTC) (Link)
Вот не знаю. Судя по тому, что почти все комментаторы видят это, так и есть. Я вижу другое.

Может, и мать одиночка с тремя детьми. Кто угодно. Я ведь не зря написала не только "быть счастливым или пережить такое, после чего жизнь вовсе не нужна", но и "можем быть более счастливы, менее счастливы". Надо бы ещё добавить "более несчастны, менее несчастны".
В любом случае человек может чего-то желать, быть при определённых обстоятельствах счастлив, а при противоположных несчастен. Чем большее счастье связано с чем-то, тем большим будет несчастье от противоположного. Призыв "не жалейте" заключает в себе призыв и не ценить (не только людей, что угодно).

Эта замученная мать одиночка имеет право переживать о том, что для неё дорого. Думать, мечтать и - да, ничего не поделаешь - сожалеть. Это же её жизнь. И в этой жизни она не ко всему относится одинаково, не всё принимает в равной мере: радуется и огорчается, мечтает и сожалеет. Иначе какая же это жизнь?
natali_ya From: natali_ya Date: March 21st, 2018 12:31 pm (UTC) (Link)
Я Дементьева тоже не держу за поэта, а уж текст этой песни и вовсе уж слаб, достаточно двух последних строчек в этом куплете, чтобы это увидеть:

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе
.

Ну, такой примитив, что дальше некуда.

С первыми же двумя строчками я согласна. Правда, то же самое, но гораздо лучше, уже сказано задолго до Дементьева:

"Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого."

Непродуктивно это — жалеть о том, что уже произошло, как и о том, что непременно произойдёт.
А строчки Окуджавы, по-моему, совсем о другом, поэтому я не вижу в них противовеса.
antigona88 From: antigona88 Date: March 22nd, 2018 02:30 pm (UTC) (Link)
Я и эту фразу не люблю. Если я не могу изменить, а на мою жизнь оно уже повлияло, я буду испытывать чувства. Если неизменяемое принесло что-то, что мне дорого, буду радоваться, буду счастлива. Если отняло то, что дорого, буду переживать. Если затронуло то, от чего зависел сам смысл продолжать жизнь, тем более.
Это же моя жизнь! Почему я должна быть к ней равнодушна? Не изменишь, и ладно? Даже если это неизменяемое всю мою жизнь перевернуло?
Дело не в продуктивности. Продуктивности будем ждать от роботов. А человек просто живёт, потом умирает. То, что было ценно, радовало и огорчало, те, кого он любил, и есть его жизнь.
natali_ya From: natali_ya Date: March 21st, 2018 12:37 pm (UTC) (Link)
"Никогда ни о чём не жалейте" - иными словами сказанное "никогда ничего не желайте" и "никогда никого не любите". Об этом Дементьев не пишет. Но другого оборота у этого призыва быть не может.

Ещё как может!
Любить нужно, но если потерял любовь, то можно думать так:
— Спасибо судьбе, за то что ты был у меня, спасибо тебе за то, что делал меня счастливой!
Я никогда тебя не забуду.

antigona88 From: antigona88 Date: March 22nd, 2018 02:31 pm (UTC) (Link)
А нужна ли мне такая любовь? Зачем мне рядом человек, без которого я могу? :-)
25 comments or Leave a comment