Antigona (antigona88) wrote,
Antigona
antigona88

Category:
  • Location:
  • Mood:

Алла Ивановна

Я давно собираюсь написать об Алле Ивановне Красовой - моей учительнице биологии. Но не была уверена, что смогу написать так, как надо, писать впопыхах, просто перечисляя факты, не хотелось. Об уроках истории писала (и большое от меня спасибо проводившей их Наталье Николаевне Карих). А об Алле Ивановне не писала, хотя после родителей и дедушки на меня больше всех повлияла именно она. И меньшее, что я могу сделать - просто написать, не дать уйти в пустоту. Написать, как могу.
Сейчас ко Дню учителя многие стали писать о любимых учителях. Пора и мне собраться с силами.

Мне, как ни странно, везло с учителями. Странно - потому что я училась в обычной средней школе на окраине города (причём про эту окраину в городском фольклоре множество шуток из разряда "Был на Тракторном. Маме скажу, что телефон потерял"). И учителя были разные. Я могла сравнить с теми, кто замещал уроки. Но нашему классу почему-то досталась большая часть хороших. Не всех, но многих я вспоминаю с благодарностью.

Однако Алла Ивановна Красова выделяется и из этого ряда. Говорят, нельзя научить думать, но на уроках Аллы Ивановны мы должны были не столько запоминать факты, сколько видеть взаимосвязи, анализировать, сравнивать. То есть за всё, что помогло мне учиться в университете и в аспирантуре (по совсем не связанной с биологией специальности), спасибо Алле Ивановне.

В старших классах на уроках иногда обсуждали то, что, вероятно, относится к области научной этики. Иногда говорили о конкретных случаях, иногда обсуждали отвлечённые вопросы, принцип. Единое мнение не навязывали. Каждый говорил, что думает. Кажется, Алле Ивановне было интересно слушать нас самих, узнавать, кто как рассматривает сложные проблемы, для кого какие принципы важнее.

На контрольных и самостоятельных иногда (не всегда) она давала дифференцированные задания: достаточно "четвёрки" - отвечай на эти вопросы, нужна "пятёрка" - берись за такое задание. Самостоятельные работы давала не столько для аттестации (для этого хватит и обязательных контрольных, и ответов на уроках), сколько для проверки знаний. Их в классе особо не боялись, потому что оценку Алла Ивановна ставила без снисхождения (если отличник написал хорошую работу с недостатками, то получит "четвёрку", если хорошист написал работу на "тройку", то получит "тройку"), но уточняла, ставить ли в журнал. Если считаешь, что допустил ошибку случайно, поторопился, сглупил, а вообще можешь лучше - пожалуйста. Главное, что ученик сам видит, где недотянул, в чём недостатки. Без нервотрёпки.

Я бы не стала ни медиком, ни биологом. Мне плохо давалась химия. Да, химию вела другая учительница, которой до Аллы Ивановны далеко, но если бы мне самой было интересно, можно было бы разбираться самостоятельно или попроситься к репетитору, родители только порадовались бы. В реальности же получался абсурд: биологию я очень любила, учебный материал усваивала, а химию терпеть не могла, хотя без знания химии и знания по биологии глубокими не будут. Думаю, Алла Ивановна это понимала. Но всё равно предложила в свободное время заниматься дополнительно (бесплатно, о платных услугах в школе у нас тогда и не думали). Давала мне олимпиадные задачи. Иногда беседовали на отвлечённые темы: о литературе, о музыке, о жизни. Мы обе любили Чехова и Окуджаву. Алла Ивановна открыла мне Юнну Мориц, Дину Рубину, Елену Камбурову.

Ещё вспомнился "педагогический приём", за который многие читатели, наверное, осудят. Я бы не хотела такой реакции, но не написать не могу.
Подобный приём применялся всего два раза, чаще и невозможно. Это было уже в старших классах, когда в расписании появлялись сдвоенные уроки. В конце урока выбирали двух любящих биологию учеников (можно было отказаться, но мне нравилось, я оба раза участвовала с радостью), отводили в учительскую, приводили нам двух пятиклассников и давали задание: объяснить ту или иную тему так, чтобы пятиклассникам было доступно и понятно. Первый раз мы должны были объяснить, что такое ДНК, второй раз теории происхождения жизни на Земле. Как именно объяснять, мы решали сами. Не давали даже простых инструкций: можно было разделить тему на две части и объяснять сразу двоим, можно было распределить иначе - на каждого ребёнка по объясняющему старшекласснику. А в начале следующего урока пятиклассники рассказывали, что они поняли, так, как поняли.
Оценок за это не ставили. Просто было интересно.

Я понимаю, что тут есть поводы для претензий. Во-первых, можно обвинить учителя в том, что пятиклассников слишком нервировали. Могу только сказать, что пятиклассники не казались мне испуганными (да, я не телепат и могу неправильно определить чужие эмоции), их наверняка выбирали по желанию, не заставляли (Алла Ивановна всегда с большим уважением относилась к другим людям, к их желаниям, и от возраста окружающих это не зависело). Я волновалась сильнее: перед тем, как пятиклассники войдут в класс и начнут говорить, что усвоили, я обращалась к своим одноклассникам с просьбой, что бы ни было, не рассмеяться, чтобы не смутить. И - упаси боже - не комментировать то, что говорят дети! Одноклассники обещали и не подводили. Во-вторых, можно обвинить в нарушении программы: у пятиклассников свои уроки, незачем их срывать. Тут я не знаю, что сказать. Наверное, из-за этого и проводили подобное всего два раза. Может, снимали с какого-то факультатива или с какого-то урока, от которого дети были освобождены. Я не знаю. Тогда не задумывалась, а теперь не знаю.

Алла Ивановна была завучем. И именно её я должна благодарить за самый счастливый год в своей жизни. Она сообщила мне о конкурсе работ старшеклассников "Человек в истории. Россия. ХХ век". И я заняла третье место в одной из номинаций. Эта победа оказалась для меня очень значимой. И на многое повлияла впоследствии. А ведь я могла бы просто не узнать о конкурсе.
Tags: школа
Subscribe

  • Ложная память

    Есть история, которую я рассказать стесняюсь (вот такой из меня специалист; понятно, почему диссертацию так и не написала), но хочу. Не выдержала,…

  • ОДИННАДЦАТОЕ ИЮЛЯ

    Перематывает обмотку, размотавшуюся обормотку, сорок первого года солдат. Доживет до сорок второго — там ему сапоги предстоят, а покудова он…

  • С Днём Победы!

    О ПОГОДЕ 2 Когда не бываешь по году В насиженных гнездышках комнат, Тогда забываешь погоду, Покуда сама не напомнит. Покуда за горло не словит…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments