Antigona (antigona88) wrote,
Antigona
antigona88

Categories:

Ещё одна особенность прошедшего года

Этот год прошёл для меня под знаком Джоан Роулинг. Так уж получилось.
В детстве воротила нос: вокруг книг Роулинг был сильный ажиотаж, а я считала, что не нужна мне всякая массовая литература, есть множество хороших книг. А выросла - решила узнать, чем зачитывалось моё поколение.
Как раз 31 декабря 2013 года взялась за первую книгу из семи.
Была в восторге. Оказывается, прекрасные книги. О выборе между лёгким и правильным. Об отношениях человека с самим собой, со своей совестью. Об отношениях угнетённых и угнетателей. О тех отношениях, когда бесправие самими бесправными воспринимается как нечто естественное. О том, что даже с нечеловеческой жестокостью нельзя бороться бесчеловечными методами. О том, что жестокость "для общего блага" - всего лишь более короткий путь к общей трагедии. О стереотипах по поводу "чистокровности". О том, как важно самостоятельно идти к истине, а не принимать на веру всё сказанное подряд, без разбору. О выборе между благонадёжностью и правом на собственное мнение. О неповторимости каждого, независимо от расы и принадлежности к любому множеству. О том, что мир не делится на злодеев во вражеском стане и хороших людей в своём: глупость и трусость, желание ни о чём не задумываться, чтобы сохранить чин в министерстве, прежний образ жизни и подобное оказываются не менее губительными. О праве каждого на выбор. О личной ответственности за любой свой выбор.

Причём без морализаторства, без однозначных героев и однозначных ситуаций. Книги, заставляющие переживать, проживать их, западающие в душу.

Будь у меня ребёнок, обязательно подсунула бы ему эти книги. Многие из вопросов, поднятых Роулинг, лучше обсудить в детстве. Или хотя бы дать обдумать в детстве.

Замечательные книги, настоящее явление в детской литературе.

Осенью на сертификат, полученный за выход в финал конкурса "Вкусные истории", купила среди прочего и роман Роулинг "Случайная вакансия". Оказалось совсем не похоже на книги о Гарри Поттере, но всё же понравилось.
Хотя первым ощущением было отвращение, отторжение. Повествование в нарочито сниженном тоне. Сквернословие - не то чтобы часто, но всё же. Непристойные намёки и сцены - не то чтобы слишком уж откровенные, но оставляющие впечатление чего-то грязного и неприятного. Житейская грязь: сплетни, глупость, грубость, самодовольство, хитрость, зависть, стремление получить мелкую власть или мелкую выгоду.
Однако вскоре отвращение сменяется состраданием. Жинь героев вроде бы нормальная, но абсолютно беспросветная. За чуть подкрашенным фасадом "вроде бы нормальной" жизни открываются бездны человеческого горя.
И не происходит-то ничего особенного. Всего-то домашний тиран, абсолютное ничтожество, держит в постоянном ужасе жену и сыновей. Всего-то в школе травят девочку-подростка за тёмный пушок над верхней губой. Всего-то свекровь не упускает случая в рассказах о семье случайным "заботливым" замечанием унизить невестку. И таких "всего-то" в каждой семье, у каждого человека не счесть. Снежный ком невысказанных обид на себя, на случай, на других, на судьбу. Люди измученные (жизнью, собой и другими людьми) и измучившие (других людей и себя). И конца-краю этому не видно.
Но боль начинает прорываться, когда резко меняются обстоятельства и герои вынуждены действовать, принимать решения быстро. В начале книги умирает член совета местного самоуправления - человек, связанный со многими в городе, кому-то друг, кому-то враг и политический противник, журналист, тренер школьной команды по гребле (где занимается и девочка из неблагополучной семьи, для которой спорт становится чуть ли не единственным социально одобряемым занятием, в котором она преуспела). Умирает внезапно, от инсульта. Его смерть меняет расстановку сил в совете как раз перед принятием двух важных решений. Со смертью Фейрбразера в местном совете образуется "случайная вакансия". Начинается предвыборная борьба, многие находятся в напряжении, отчего конфликты (уже не только политические, но даже внутрисемейные) обостряются до предела. Напряжение растёт, и заканчивается книга гибелью двух человек. Получается своеобразное композиционное кольцо: смерть и похороны в начале романа - смерть и похороны в конце.
Однако вопреки всему в финале ощущение безвыходности сменяется надеждой. Боль прорвалась, обиды высказаны, маски сорваны; с этим надо как-то жить дальше и жизнь в любом случае будет уже другой - лучше ли, хуже ли, но наверняка другой.

Сложившиеся отношения редко меняются. В "Случайной вакансии" они действительно должны измениться, поскольку меняется почва, на которой всё произрастает.

Мне часто кажутся неестественными счастливые финалы в книгах и фильмах. У Роулинг нет явно счастливого финала, нет даже слов о счастье, однако надежда есть, и она куда более естественна и жизнеспособна, чем многие "хэппи-энды".

Что и говорить, "Случайная вакансия" от "Гарри Поттера" не просто отличается, она скорее противоположна. Книги о Поттере - книги о значительном, определяющем судьбу выборе, о значительных решениях, о поиске истины. "Случайная вакансия" - книга о запутавшихся людях, погрязших в мелких проблемах и мелких склоках, о людях, не имеющих сил выпутаться.

В "Гарри Поттере", выигрывали герои или проигрывали, не оставляло ощущение, что справедливость стоит того, чтобы в неё верить (даже если она и не торжествует), правда и добро стоят того, чтобы ради них умирать, и тем более стоят того, чтобы ради них жить. По Окуджаве:
Совесть, Благородство и Достоинство —
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек.

А в "Случайной вакансии" много мелких правд, приводящих к мелким спорам.
Но при этом, как и в "Гарри Поттере", никакой фальши.

Затем я прочитала два детектива Роулинг о Корморане Страйке. Неплохо, пожалуй, но и не прекрасно: после "Гарри Поттера" и "Случайной вакансии" я ожидала чего-то удивительно интересного. Не разочарование, но и не то, чего я ожидала. И всё же если выйдет третья книга о Страйке, буду читать.

Потом известие, что Роулинг готовит ещё несколько рассказов о героях поттерианы - "Двенадцать дней Рождества". И интересно почитать, и в то же время тревожно. Семь основных романов получились настолько замечательными, композиция столь хороша, настолько всё соответствует внутренней логике и является целостным и завершённым, что трудно не испортить всё дополнениями.
Впрочем, такой талантливый автор, как Роулинг, может, и сумеет.

Завершала год фильмами о Гарри Поттере. Вот они меня разочаровали. Я понимала, что книги придётся сокращать, что не всё может войти в экранизацию. Но здесь и вовсе смещён акцент: с отношений героев друг с другом и самими собой на приключения. От этого теряется главный нерв романа. Нет психологической достоверности, фразы одних героев передают другим или порой приписывают герям несвойственные им фразы.
Тему борьбы Гермионы за права домовых эльфов выбросили. Да и вообще, кажется, сценаристы за что-то невзлюбили Гермиону (убрали множество важных эпизодов с ней), равно как и Джинни.
К тому же есть ещё и явные ляпы.

Никому не посоветую судить о книгах по их экранизациям. Впрочем, это относится не только к романам Роулинг.

А ещё выражаю благодарность своей подруге Ирине Подовинниковой: это она заинтересовала меня книгами Роулинг, у неё я брала почитать книги о Гарри Поттере, так что именно благодаря Ирине у меня получился год Роулинг.
Tags: Гарри Поттер и другие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments